Реки в кино могут быть мощными символами. Как физические объекты, они являются и декорацией, и средой, иногда антагонистом, иногда целым персонажем. Они могут быть движущей силой сюжета сами по себе.
Иногда река — это цель или средство достижения цели. Иногда это препятствие, которое охраняет цель и должно быть преодолено.
Все это можно сказать и о других географических объектах, таких как горы или океаны (и, возможно, когда-нибудь они тоже получат свои статьи). Но река предоставляет уникальный элемент движения — неумолимое, почти неконтролируемое движение, всегда в одном направлении. На море нет «нисходящего» потока.
Таким образом, фильмы о реках похожи на фильмы о поездах (также будут предметом будущей статьи), но поезда лишены ключевого элемента дикости. В той или иной степени реки приносят с собой элементарную опасность и непредсказуемость, что подливает масло в огонь любого сюжета, который вы могли бы иметь в это время.
Ниже представленные десять фильмов — по версии Flickchart — наиболее ярко иллюстрируют преимущества историй, происходящих на движущейся жиле воды.
В рамках этой статьи мы ограничиваем наш разговор речными поездками. Фильмы такие как Река или Река сквозь нее не используют (на наш взгляд) в полной мере реку qua реку как кинематографическое ограничение и механизм сюжета. Скорее, это истории, которые происходят в реках или около них.
Мы хотим, чтобы река вела нас куда-то, независимо от того, хотят ли этого персонажи или нет.
Выразите свое мнение в комментариях, если мы пропустили что-то очевидное.
10. Приключения Гекльберри Финна (1960)
Спросите любого американца о рассказах (в любом медиуме), которые происходят на реках, и они немедленно подумают о Геке Финне (или, может быть, о Томе Сойере, если они запутаются). Гек и Джим на плотике на Миссисипи стали квинтэссенцией американского образа: оборванный и мятежный полуанер, белый мальчик и сбежавший чернокожий раб, каждый ищет свободу, каждый определяет ее по-своему, и каждый помогает другому с милой наивностью.
Их приключения, очень слабо связанные и являющиеся самой сутью «пиратской» литературы, идеально иллюстрируют силу историй, основанных на реках. Река — это место назначения, транспортное средство, убийца, спаситель, удобный элемент сюжета, препятствие, которое необходимо преодолеть, политическое деление и вызывающий восторг элементарный фон для персонажей, позволяющий просто сидеть и размышлять.
Тем не менее, из многих адаптаций этой истории в кино, эта, поставленная Майклом Кертисом, занимает наивысшую позицию на Flickchart, и она все еще лишь едва входит в десятку. Несмотря на его репутацию «классики», этот фильм как-то не может превзойти свое время и место. Но в нем есть поистине великая река.
9. Анаконда (1997)
Один из самых запоминающихся (если не сказать более gefe-фильмов) из кратковременного возрождения 90-х в жанре «монструозной природы». Вместе с Озеро Плес и Глубокое голубое море, этот фильм, поставленный Луисом Ллосой, был частью попытки (успешной с точки зрения финансов) вернуть стильный блокбастер Ч jaws, на этот раз с достаточным количеством глянца и искренности эпохи Клинтона.
Сюжет состоит из Дж.Lo, Айс Кьюба и Оуэна Уилсона (триумвирата правителей поп-культуры 90-х), спускающихся на ржавом корабле по Амазонке, где они встречают Джона Войта, делавшего ужасный акцент. То, что изначально начиналось как Существо из черной лагуны, становится более похожим на Кинг-Конг умноженное на Судно деленное на тонкость и эстетику.
Неприятные персонажи и абсурдность эффектов создания в конечном итоге затопляют фильм, но его следует считать отличным примером трудного речного путешествия: документалисты, городские жители, окруженные дикой природой, которую они смеют пытаться объяснять; неудержимый «жидкий локомотив», который толкает их к финальной встрече; река сама по себе как своего рода серпентиниозный антагонист; титульная змея как своего рода воплощающий дух всей дикой и непознаваемой силы реки.
8. Дикая река (1994)
Дикая река, поставленная Кёртисом Хансоном, использует реку так же, как это делали Гек и Джим: одновременно как повсеместное устройство сюжета и метафору. Она в основном работает.
Гейл (Мэрил Стрип) и Том (Дэвид Стратхерн) имеют проблемы в своих отношениях. Чтобы прояснить свои мысли, она берет с собой их сына (Джозефа Мадззелло) и собаку (Баффи) в поход по белоснежной реке вдоль реки Салмон в Айдахо. Поездка, которая изначально срывается из-за её организованного мужа, а затем и из-за беглецов Кевина Бейкона и Джона С. Рэйли, которые продолжают всё портить, похищая всех.
История Мэрил Стрип заключается в том, что она профессиональная гид по белоснежным рекам и имеет глубокую историю с этой конкретной рекой. В первом акте она сталкивается с тем фактом, что её брак распадается, и это выразительный выбор персонажа — её способ пережить это — вернуться в жестокий, элементарный ландшафт, который представляет собой тяжёлый вызов, но для которого она была подготовлена. В отличие от её брака.
Как много из нас делает такие же вещи? Самоназначенный вызов, чтобы напомнить нам о той компетенции, которая у нас есть, в мире, который отмечает лишь небольшой, скучный набор способностей? Видеоигры, уличный баскетбол, церковный хор, модели самолетов — взрослые вечно сжимают игровое поле до чего-то меньшего, чем сама жизнь. И персонаж Мэрил Стрип не делает ничего другого.
Но её «уменьшенное игровое поле» просто оказывается мощной, элементарной, бушующей рекой. Именно здесь она должна разыграть свою метафорическую битву с разочарованием среднего возраста и самоощущаемой беспомощностью.
7. Пираня (1978)
Наш второй «монстр» фильм в этом списке и третий, касающийся плота, Пираня была попыткой Джо Данта создать Ч jaws тоже-рэ, которая чуть не стала любимой сама по себе.
Премиса заключается в том, что во время конфликта во Вьетнаме одной из идей правительства США было генетически создать вид пираний, который мог бы выживать в климате Северного Вьетнама. В типичной манере правительства проект был отменен и оставлен, оставляя всех рыб в бетонном бассейне, ожидая, пока какие-то идиоты случайно не выпустят их в близлежащую реку.
То, что последует, — это своего рода ленивый, перегруженный экспозициями речной погоня, когда наши герои (пьяный гид, наивный скиптрэйсер и выгоревший ученый) пытаются предотвратить, чтобы стая мутантов не угодила за плотину и не попала в детский летний лагерь.
Речное путешествие — это, честно говоря, всего лишь особенность второго акта фильма. Но река начинает символизировать не только способ передвижения к следующей развязке, но и титульного монстра. Наши герои, разрушая свой внедорожник, вынуждены кататься на самом том, о чем они должны предупреждать всех вниз по течению. Это мощная ирония, и она обеспечивает постоянный близкий контакт между ними и смертоносной угрозой, что делает ситуацию очень напряженной и трудной.
6. Смерть на Ниле (1978)
Иногда река играет более пассивную роль в сюжете. Иногда она всего лишь является декорацией, где происходит история. Но даже тогда незаметная энергия и неумолимое движение вперед дают о себе знать.
В 1930-х годах в Египте группа британцев, находящихся в типичных христосовских междоусобицах, садится на пароход для отпуска вниз по реке Нил. Среди них — легендарный бельгийский детектив Эркюль Пуаро, который оказывается полезным, когда начинают падать тела с неясными мотивами и деталями.
Этот фильм был переснят в 2022 году, но мы уделяем уважение именно этому (постановка Джоном Гиллермином), который занимает более высокую позицию. Питер Устинов демонстрирует прекрасную игру, но нужно помнить, что его интерпретация персонажа остается относительно стабильной независимо от обстановки.
В повести о Пуаро как правило существует некое сдерживающее воздействие на место преступления и подозреваемых; это двигатель, который создает напряжение. В конце концов, чем это Смерть на Ниле отличается по обстановке от Убийство на Норманском экспрессе?
Таким образом, появление этого фильма в нашем списке как минимум указывает на путешествие по реке как на отличный сеттинг для интригующих детективных историй. Как мы увидим в Апокалипсисе сейчас, река сама по себе на самом деле очень мало помогает или мешает нашим героям. Она лишь является средством передвижения, движущимся рекой, сильным, но пассивным, её назначение главным образом состоит в том, чтобы гарантировать, что никто не может просто уйти.
5. Избавление (1972)
Перепрыгнув на тысячу мест в мировом рейтинге, Избавление, поставленное Джоном Буманом, поднимается в «престижную» часть нашего списка. Избавление демонстрирует, насколько могущественными могут быть реки в фильме, как буквально, так и метафорически.
Четыре мужчины, городские друзья с идеалистическим взглядом на мир за пределами Атланты, отправляются на каноэ по реке Кахулавасси, жест доброй волей, чтобы вернуться к природе в эпоху, когда (если можете себе представить) быстро поглощались зеленые пространства во имя прогресса и капитализма.
Что они находят, так это то, что ситуация хуже, чем они думали: они слишком отделились от первобытной истины, живущей в дикой природе. Они недооценивают, что необходимо сделать, чтобы действительно вернуться в состояние природы. Они слишком поздно учатся тому, что туристов не существует.
На протяжении всего этого понимания река — их коляска. Сцены, моменты и виньетки развиваются в маленьких снах по всему спектру переживания от возвышенного до ужасного, как аттракцион «Это маленький мир» из ада.
И точно так же, как жизнь (и точно так же, как «Это маленький мир»), единственный выход — это пройти через реку. Их единственная надежда — продолжать движение вниз по течению, полностью посвятить себя тому, что «избавление» для них — это неотъемлемая часть. Это невозможно сопротивляться. На дамбе Кахулавасси у вас больше шансов.
4. Африканская королева (1951)
Джон Хьюстон’s Африканская королева — классическое смешение жанров. Часть приключения, часть колониального культурного столкновения, часть несоответствующей романтической комедии, часть отчаянного wartime кража, фильм все же способен удерживать себя вместе вокруг индустриального позвоночника Богарта–Хепберн химии и ясной, простой истории.
В 1914 году в Германской Восточной Африке, проницательный британский священник объединяется с грубым канадским капитанам парохода, чтобы сбежать от взрыва насилия, который помечает начало Первой мировой войны.
Их путь спасения — (вымышленная) река Уланга, апофеоз всех кинематографических рек: буйная белая вода в некоторых местах, затопленная и болотистая в других, в некоторых же — пышная и полная жизни.
Эта сборная река поджарит метафору несколько противоречивого расцвета романтики боролись. С завершением путешествия реки в ее конечном озере совпадает с кульминацией ухаживания наших героев, а также с реализацией их импровизированной морской миссии.
Представьте, насколько было бы менее удовлетворительным, если бы финал происходил в каком-то другом месте чуть ниже по течению. Нет, для этой истории и сюжет, и река должны следовать одному маршруту до самого конца.
3. Фицкарральдо (1982)
Вернер Херцог‘s Фицкарральдо НЕ стал самым известным фильмом о лодке на реке. Он знаменит тем, что лодка НЕ находится на реке.
Фицкарральдо (Клаус Кински) — ирландский эмигрант в Перу, еще один из потока иностранных экспортеров каучука, который заполнил регион в начале двадцатого века. Но для Фица дело не в резине или даже деньгах ради самих денег. Скорее, это средство для того, чтобы привнести оперу, его одну истинную страсть, в захудалый мегаполис Ихито.
Он убеждает себя, что из-за топографии речной системы и расположения оставшихся резинотный дел ему наилучший шанс на успех состоит в портеже своего 320-тонного парохода через два километра холмистой джунгли к другой реке.
В реальной жизни Ихито является самым большим в мире (неостровным) городом, который нельзя достичь по дороге. До изобретения воздушного транспорта реки (Амазонка, Нанай и Италья) были дорогой.
Этот культурный и географический контекст необходим, чтобы хотя бы смутно понять состояние, которое движет персонажами этого фильма. Уникальный вид безумия охватывает Фицкарральдо, сумма жадности, культурной тоски и сложной трудности, которая пронизывает сам акт выживания в странном речном королевстве Перу.
Помимо своей известной «определенно не река» последовательности, этот фильм имеет несколько интересных сцен на самой реке. Но мы в основном включаем его в наш список здесь, потому что он освещает уникальный свет на то, как ежедневный факт трудных речных путешествий может разрушить и так исчерпанную целостность человеческого общества и души.
2. Аггерре, гнев Божий (1972)
Во втором фильме Вернера Херцога в этом списке река (снова Амазонка) становится бесчеловечной территорией, где встречаются силы Старого и Нового миров. Европейская самоуверенность в неуклонном, неизбежном марше христианского колониализма сталкивается с дикой стеной воды, джунглей и болезней.
Фильм рассказывает (в основном) правдивую историю в 16-м веке, когда группа конкистадоров, священников и благородных женщин пробирается через южноамериканские джунгли в поисках Элдорадо.
Они строят плоты, чтобы перевезти себя и своих лошадей и пушки, полагая, что это упростит их путь. Но отключение от общества и обычной жизни, а также простое давление выживания усиливают предположительную безумие и жадность у мужчин, особенно их псевдоводителя Агирре (снова неукротимый Клаус Кински).
Что нужно помнить во время всех этих страданий, даже когда мы наблюдаем, как река медленно пытается вытянуть партию до смерти, это то, что в реальном мире, в зависимости от того, как ты ведёшь счёт, испанцы выиграли. Настоящие конкистадоры, при помощи болезней и удачи, действительно в основном добились успеха в использовании еврокристианской культуры, чтобы в конечном счете обездвижить южноамериканские коренные культуры.
Несмотря на все страдания и ужас, которые мы видим на бледных дьяволах, мы знаем, что это не окажет значительного сдерживающего воздействия. Река и её собственные сплоченные силы болезней и удачи не смогут удержать захватчиков. Всё, что произойдет — это то, что некоторые из них будут вынуждены заплатить цену.
1. Апокалипсис сейчас (1979)
На вершине нашего списка находится фильм, о котором обычно говорят как о «вьетнамском» фильме, но в котором война на самом деле всего лишь фон, красочная и конкретная обстановка для психоделического разговора о природе человечества и совести. Всё это поддерживается темным величием (вымышленной) реки Нунг.
В 1969 году сгоревший военно-оперативник (Мартин Шин) получает приказ убить сбежавшего спецназовца (Мarlon Brando), который «стал своим» и почитается как бог.
Сюжет, основанный на Сердце тьмы Конрада, структурирован как серия сцен, через которые капитан Уиллард и его военно-морские охранники должны пройти, пока они двигаются от 상대적으로 света и «обычной» безумии современной войны в более темные и странные сферы.
Точно сколько из того, что мы видим на экране, задумано как буквальное, неясно. Но тот факт, что это путешествие проходит по реке, имеет решающее значение для воздействия фильма. Если бы путешествие Уилларда проходило пешком, нарушилось бы его сновидческое качество. Помните, что Спасение рядового Райана также рассказывает историю полу-пикареского военного путешествия, но его эффект гораздо более прозаический и «недремучий» (это не оскорбление). Это отчасти связано с тем, что оно почти полностью происходит на земле.
Плавающая по воде аспекта поездки позволяет путешествию достичь нереального, гипнагогического качества. Эта «постсознательная» рамка поджигает символизм и аллегорию, с которыми сценарий абсолютно насыщен.
Нам нравится, что этот фильм завершает наш список, потому что он может на самом деле быть кульминацией этого тропа в действии.
Реки в кино — это больше, чем просто элементы ландшафта. Когда они используются правильно, они наделяют и укрепляют целые классы сюжета и персонажей, а также расширяют палитру операторов с учетом того, что никто, кто когда-либо видел реальную красоту и насилие реки в реальности, не удивится.
Наша теза состоит в том, что реки лучше всего использовать как что-то вроде испытания для наших героев — возможно, не как явное препятствие, но их незабываемая сила должна быть использована во всей своей ужасной мощи. Это должно в некотором смысле сделать путешествие нашего героя (чтобы использовать выбранное нами слово) «трудным».
Мы хотим видеть, как наш герой потеет. Давайте заставим их сражаться с рекой.
Время чтения 4 минуты Сериал “Острые козырьки” («Peaky Blinders») завоевал сердца миллионов зрителей по всему миру благодаря своему увлекательному сюжету, харизматичным…